Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Положение о школе обучения навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами

ГлавнаяДокументыПоложенияПоложение о школе обучения навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами
ГлавнаяДокументыПоложенияПоложение о школе обучения навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами

Положение о школе обучения навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами («Школа ухода»)

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 10 декабря 1995 г. №195- ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», закона Нижегородской области от 5 мая 2005 г. №40-з «О государственном социальном обслуживании населения, постановлением Правительства Нижегородской области от 25 августа 2006 г. №277 «О порядке деятельности государственных Учреждений Нижегородской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», от 8 августа 2006 г. №252 «О порядке деятельности государственных учреждений Нижегородской области «Комплексный центр социального обслуживания населения».

1.2. Настоящее положение определяет порядок и регулирует деятельность Школы обучения навыкам общего ухода за пожилыми людьми и инвалидами (далее - «Школа ухода»), с целью сохранения, укрепления здоровья, поддержания эмоционально - психологического состояния граждан пожилого возраста, инвалидов и повышения качества ухода за пожилыми гражданами, инвалидами в домашних условиях и созданной в государственном учреждении « Комплексный центр социального обслуживания населения Перевозского района» (далее - Центр).

1.3. «Школа ухода» не является самостоятельным структурным подразделением Центра и может входить в состав:

  • отделения социально - медицинского обслуживания на дому;

1.4. В своей деятельности «Школа ухода» руководствуется уставом Центра, положением о структурном подразделении, в состав которого входит Школа ухода и положением о Школе ухода.

1.5. Школа ухода создается и ликвидируется приказом директора Центра.

1.6. Услуги по обучению навыкам общего ухода за пожилыми гражданами инвалидами в «Школе ухода» предоставляются социальным работникам, медицинским сестрам, инвалидам, родственникам лиц с ограниченными возможностями здоровья, добровольцам и другим лицам, осуществляющим уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому.

1.7. Обучение навыкам общего ухода в «Школе ухода» осуществляется бесплатно.

1.8. Обучение навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами в «Школе ухода» проводится с социальными работниками, медицинскими сестрами, инвалидами, родственниками лиц с ограниченными возможностями здоровья, добровольцами и другими лицами, осуществляющими уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому.

1.9. Информация о Школе ухода размещается на информационных стендах Центра, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикуется и размещается в средствах массовой информации.

1.10. Основная цель «Школы ухода»:

  • достижение оптимально возможного уровня жизни и социальной адаптации инвалида или пожилого человека, в привычной для них домашней обстановке в окружении семьи;
  • повышение эффективности социально-реабилитационных мероприятий;
  • создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, обеспечивающей снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно- психической напряженности;
  • формирование личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям и мотивации на здоровье, побуждающих к активной жизни в социуме; 
  • расширение возможности трудоустройства, обучения родственникам, осуществляющим уход за инвалидами или пожилым человеком;
  • снижение потребности в услугах лечебно-профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания инвалидов, граждан пожилого возраста, оказывающих реабилитационные услуги.

1.11. Основная задача «Школы ухода»:

1.11.1 Обучение социальных работников, медицинских сестер, инвалидов, родственников лиц с ограниченными возможностями здоровья, добровольцев и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому:

  • навыкам общего ухода;
  • методам контроля за изменениями состояния здоровья инвалида или пожилого человека, перенесшего тяжёлое заболевание;
  • профилактики осложнений;
  • принципам общего ухода;
  • принципам правильного позиционирования;
  • методам дезинфекции;
  • навыкам медицинских манипуляций;
  • методам самообслуживания и самоконтроля.

1.11.2. Использование технических средств реабилитации:

методам предотвращения или коррекции всевозможных дезадаптивных состояний, возникающих у родственников, осуществляющих уход за инвалидом, пожилым человеком;

информирование и консультирование родственников, осуществляющих уход, по вопросам реабилитации.

1.11.З. Оказание юридической помощи в вопросах социального обслуживания, социальной защиты инвалидов, пожилых граждан;

1.11.4. Информирование о видах и формах социальной помощи;

1.11.5. Информирование по осуществлению связей с лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, общественными организациями.

2. Порядок деятельности «Школы ухода»:

2.1. Обучение в «Школе ухода» предусматривает индивидуально-групповые занятия.

2.2. Численный состав участников группы от 1 до 7 человек.

2.3. Продолжительность обучения 7 недель. Периодичность занятий 1 раз в неделю.

2.4. Продолжительность одного занятия 1,5 часа.

2.5. Организация занятий возлагается на заведующих отделениями социально-медицинского обслуживания.

2.6. К проведению занятий могут привлекаться специалисты лечебно-профилактических учреждений, медицинских учебных заведений (колледжей, ВУЗов).

2.7. Обучение включает изучение теоретических основ и практическое освоение навыков ухода за людьми с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению.

2.8. Руководство работой Школы ухода осуществляет заведующий отделением структурного подразделения Центра, в которое входит Школа ухода (далее - заведующий отделением).

В обязанности заведующего отделением входит:

  • работа с лечебно-профилактическим учреждением, общественными организациями, населением по выявлению, нуждающихся граждан в обучении в «Школе ухода»;
  • ведение утвержденной документации, составление отчета (квартал, год (Приложение №1-5) и в соответствии с Регламентом (приложение 6).

2.9. 0бучение социальных работников, медицинских сестер, инвалидов, родственников лиц с ограниченными возможностями здоровья, добровольцев и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому проводится в соответствии с утвержденной директором Центра программой Школы ухода и согласованной с главным врачом МЛПУ « Перевозская ЦРБ» (Приложение 7).

3. Контроль за исполнением работы.

3.1. Контроль за организацией работы по обучению и правильным ведением документации проводится комиссией по контролю качества предоставляемых социальных услуг не ранее 1 раза в год с обязательным оформлением Акта проверки.


Регламент взаимодействия ГБУ «КЦСОН Перевозского района»
и муниципального лечебно-профилактического учреждения «Перевозская ЦРБ» рамках реализации мероприятий по реализации «Школ ухода»

1. Общие положения

Регламент взаимодействия государственного учреждения « Комплексный центр социального обслуживания населения Перевозского района» (далее - Центр) и муниципальная лечебно-профилактическое учреждение (далее - ЦРБ) в рамках реализации мероприятий по организации Школы обучения навыкам общего ухода за пожилыми людьми и инвалидами (далее - «Школа ухода») (далее - Регламент) направлен на повышение качества услуг в сфере здравоохранения и социальной защиты инвалидов, лиц пожилого возраста, нуждающихся в медико-социальном уходе.

Регламент определяет порядок и организацию взаимодействия Центра и ЦРБ.

При осуществлении взаимодействия в рамках Регламента участники взаимодействия руководствуются действующим законодательством, Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также приказами главного врача ЦРБ.

2. Направления взаимодействия

Взаимодействие в рамках Регламента осуществляется по следующим основным направлениям:

2.2.1. планирование, координация и проведение совместных мероприятий, направленных на реализацию полномочий участников взаимодействия;

2.2.2. обмен информацией, представляющих взаимный интерес, в целях обеспечения и повышения эффективности реализуемых полномочий.

3. Порядок взаимодействия

3.1. ЦРБ: 

3.1.1. организует и проводит мониторинг количества инвалидов, лиц пожилого возраста, родственников лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в медико-социальном уходе и обучении на базе Центра;

3.1.2. предоставляет в Центр списки инвалидов, лиц пожилого возраста, родственников лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в медико-социальном уходе и обучении в Центре;

3.1.3. согласовывает тематические учебные планы и графики занятий по обучению социальных работников, медицинских работников, инвалидов, родственников лиц с ограниченными возможностями на базе Центра;

3.1.4. в соответствии с темами и графиками занятий специалисты ЦРБ принимают участие в обучении.

3.2. Центр:

3.2.1. разрабатывает тематические учебные планы занятий по обучению социальных работников, медицинских работников, инвалидов, родственников лиц с ограниченными возможностями;

3.2.2. составляет графики обучения социальных работников, медицинских работников, инвалидов, родственников лиц с ограниченными возможностями на базе комнат социально-бытовой адаптации;

3.2.3. организует обучение социальных работников, медицинских работников, инвалидов, родственников лиц с ограниченными возможностями на базе Центра в соответствии с утвержденными графиками;

3.2.4. проведение специалистами Центра оценки потребности у граждан пожилого возраста и инвалидов в надомном обслуживании и в обучении навыкам общего ухода;

3.2.5. проведение специалистами Центра консультации на базе лечебно-профилактического учреждения;

3.2.6. создание и ведение базы данных прошедших курсы обучения в «Школе ухода»;

3.2.8. подготовка материала содержащего информацию для населения об организации «Школ ухода»;

3.2.9. информирование населения через СМИ о предоставлении услуг по обучению инвалидов, родственников и др. лиц навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами.


Программа «Школы ухода»

1. Основы геронтологии и гериатрии.

1.1. Положение о геронтологии и гериатрии.

1.2. Процесс старения.

1.3. Психовозрастные особенности поведения пожилых людей. Принципы построения взаимодействия. Способы профилактики стрессовых состояний.

1.3. Наиболее характерные заболевания у лиц пожилого возраста, особенности их течения.

1.4. Возрастные изменения сосудов и развитие атеросклероза. Наиболее важные симптомы заболевания сердечно - сосудистой системы.

1.5. Желудочно - кишечные заболевания. Питание в пожилом возрасте.

1.6. Глазные болезни:катаракта, глаукома, заболевание век.

1.7. Изменения в костно - суставном аппарате в процессе старения: остеохондроз, артроз, артрит, переломы костей.

1.8. Заболевание органов эндокринной системы.

1.9. Понятие «реабилитация». Лечебно - трудовая терапия как форма реабилитации.

2. Общий уход за пожилыми людьми. Рекомендации по уходу за пожилыми людьми, страдающими хроническими заболеваниями.

2.1. Элементы ухода при нарушении процессов дыхания и кровообращения:

  • оказание неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы;
  • оказание неотложной помощи при гипертоническом кризе и подозрении на острое нарушение мозгового кровообращения; 
  • оказание неотложной помощи при приступе острой сердечной недостаточности и подозрении на инфаркт миокарда;
  • оказание неотложной помощи при гипогликемической и гипергликемической коме.

2.2. Особенности общения и оказания помощи клиентам, страдающим туберкулезом,психозами, онкологическими заболеваниями.

2.2. Уход за людьми с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению: профилактика пролежней, смена постельного и нательного белья, гигиена больного.

2.3. Простейшая физиотерапия: ингаляции, компрессы, горчичники, ножные ванны. Приготовление грелки, применения пузыря со льдом.

3. Зачетное занятие.


Скачать положение

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст