Ребенок познает окружающий мир путем получения информации через различные сенсорные каналы.
При аутизме внешний мир воспринимается как избыточный поток чувственной информации, поэтому вместо того, чтобы познавать и использовать его, ребенок учится отторгать его и отгораживаться от влияния внешнего мира. У него происходит фрагментарное восприятие окружающего мира. Ребенок не может определить правильное значение предметов, событий, не имеет целостного восприятия, не может устанавливать причинно-следственные связи, затрудняется в выполнении инструкций взрослого.
Основная задача при работе с детьми с РАС состоит в том, чтобы сформировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
При выполнении игровых действий охватываются важнейшие сферы развития, 4 из которых отвечают функциональным сферам развития:
- имитация (подражание действиям взрослым);
- тонкая моторика (координация глаз и рук);
- познавательная деятельность;
- речь.
Педагог-дефектолог КЦСОН Гостяева Н. в работе с детьми с РАС использует методику Л.Нуриевой (пропевание звуков, слогов, слов) и методику М.Монтесори (развитие моторики через игры с предметами). У всех детей (5 ч.) отсутствует речь, недостаточно развиты элементарные навыки самообслуживания. Игровые упражнения направлены на формирование умения понимать и выполнять простую инструкцию; формирование контроля за собственными действиями; развитие мелкой моторики рук; развитие слухового и зрительного восприятия, цвета, величины предмета; совершенствование способности взаимодействия и зрительного контакта; развитие навыков взаимодействия; формирование пространственных представлений; самостоятельности выполнения заданий; развитие координации обеих рук, подражание простым движениям взрослого без поддержки и др.
Занятия носят домашний характер, организуются индивидуально с каждым ребёнком 2-3 раза в неделю в присутствии кого-то из родителей или без родителей. Время определяется тоже индивидуально – 30-45 минут. В качестве дидактического материала используются различные кубики (в т.ч. «кубики коса»); пластмассовые, пластиковые, деревянные разного размера пазлы; разноцветные геометрические фигуры; цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски; мячи и шарики; пластилин, кинетический песок, мозаика и др.