Положение об отделении социально-бытового обслуживания на дому
1. Общие положения
1.1. Полное наименование отделения - отделение социально- бытового обслуживания на дому (далее социально- бытовое).
1.2. Социально- бытовое отделение является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Варнавинского района» (далее Центр)
1.3. Социально- бытовое отделение предназначается для временного или постоянного оказания социально- бытовой помощи в надомных условиях гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, с целью поддержания их социального, психологического статуса и здоровья.
1.4. Положение об отделении утверждается директором Центра.
1.5. Организацию и управление социально- бытовым отделением осуществляет заведующий отделением, назначаемый и освобождаемый от должности приказом директора Центра.
1.6. Правовыми основами деятельности отделения являются: Конституция Российской Федерации, нормы международного права, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, Нижегородской области, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
1.7 Отделение в своей деятельности руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 года;
- Всеобщей Декларацией прав человека принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным Законом от 24.11.1995 г. № 181- ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Федеральным Законом от 02.05.2006 г. №59 – ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Федеральным Законом от 28.12.2013 г. № 442- ФЗ « Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
- Законом Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 124- З «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области»;
- Законом Нижегородской области от 05.11.2014 г. № 146- З « О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области»;
- Приказом от 27.03.12 г. № 239 «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками учреждений системы социальной защиты».
- Приказом от 27.10.2014 г. № 493 «Об утверждении порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании».
- Постановлением Правительства Нижегородской обл. от 07.04.2006 г. № 110 « О перечне гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального Обслуживания Нижегородской области».
- Постановлением Правительства Нижегородской области от 08.08.2006 г.№ 252 «О порядке деятельности государственных бюджетных учреждений « Комплексный центр социального обслуживания населения»
- Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2007 г. № 196 « О порядке оказания и оплаты дополнительных социальных и иных платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания Нижегородской области».
- Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.06.2007 г. « Об утверждении порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам качества бюджетных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета населению Нижегородской области».
- Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.06.2007 г. № 213 « Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг в области здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и образования, предоставляемых за счет средств областного бюджета.
- Постановлением Правительства Нижегородской области от 6.05.2015 г. № 268 « Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания в государственных учреждениях социального обслуживания Нижегородской области».
- Национальными стандартами Российской Федерации:
- ГОСТ Р 52495- 2005 « Социальное обслуживание граждан. Термины и определения».
- ГОСТ Р 52497 – 2005г. «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания».
- ГОСТ Р 52142 – 2013г. « Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения».
- ГОСТ Р 52143 – 2013г. « Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг».
- Уставом ГБУ «ГЦСОН Варнавинского района»
- Настоящим Положением.
- Иными действующими нормативными, методическими документами, относящимися к деятельности отделения.
2. Цели и задачи социально- бытового отделения
2.1. Социально- бытовое отделение создается для временного или постоянного оказания социально- бытовой помощи в надомных условиях гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, с целью создания условий для пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического статуса и здоровья.
2.2. На отделение возложено выполнение следующих задач:
а) учет граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому;
б) предоставление гражданам на дому в зависимости от степени потери к самообслуживанию и характера нуждаемости социально- бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в Перечень, оказываемых Социально- бытовым отделением, а также оказания, по их желанию, дополнительных социальных услуг, предоставляемых Центром;
в) осуществление мероприятий по предоставлению обслуживаемым гражданам льгот и преимуществ, установленных действующими законодательными и нормативными актами с целью поддержания их личностного и социального статуса.
3. Категории граждан, обслуживаемых в социально- бытовом отделении
3.1. К категориям граждан, имеющим право на постоянное или временное социальное обслуживание в социально - бытовом отделении, относятся:
а) гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), в том числе нескольким совместно проживающим, и инвалидам, не имеющим родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством осуществлять за ними уход (далее - одинокие граждане);
б) гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), в том числе нескольким совместно проживающим, и инвалидам, родственники которых, обязанные в соответствии с действующим законодательством осуществлять за ними уход, по объективным обстоятельствам (проживание в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка дошкольника или ребенка- инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 60 лет) не имеют возможности осуществлять уход, либо отказываются осуществлять уход по иным причинам, либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - одиноко проживающие граждане);
в) гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам, проживающим в семьях, совместно проживающие родственники которых, обязанные в соответствии с действующим законодательством осуществлять за ними уход по объективным обстоятельствам (частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка- инвалида, наличие инвалидности) не имеют возможности осуществлять уход, либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - граждане, проживающие в семьях);
г) гражданам пожилого возраста и инвалидам, на жилой площади которых зарегистрированы, но не проживают лица, которые по объективным обстоятельствам не имеют возможности осуществлять уход (фактическое проживание в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка дошкольника или ребенка- инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 60 лет), либо отказываются осуществлять уход по иным причинам, либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - граждане, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица);
д) гражданам трудоспособного возраста, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с продолжительной (более одного месяца) болезнью или полученными травмами, родственники у которых отсутствуют либо по объективным обстоятельствам (проживание в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка дошкольника или ребенка- инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 60 лет) не имеют возможности осуществлять уход, либо отказываются осуществлять уход по иным причинам, либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - одинокие и одиноко проживающие граждане трудоспособного возраста);
е) несовершеннолетним детям и детям- инвалидам, проживающим совместно с гражданами, указанными в подпунктах "а"- "д" настоящего пункта (далее - несовершеннолетние дети);
ж) гражданам из числа лиц, указанных в подпунктах "а"- "е" настоящего пункта, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
4. Условия и порядок приема граждан на обслуживание в социально- бытовое отделение
4.1. Для зачисления на обслуживание в Социальное - бытовое отделение граждане предоставляют в Центр следующие документы:
а) в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно уполномоченный орган субъектам Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
б) документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт; свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14- летнего возраста; заграничный паспорт – для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находится на территории Российской Федерации; справку об освобождении из мест лишения свободы – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);
в) граждане, проживающие в семьях, предоставляют в Центр справку о доходах каждого члена семьи с места работы за три месяца, предшествующие обращению.
4.2. По результатам проведения оценки возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности Комиссией в течения 5 рабочих дней со дня свершения события, являющегося основанием для рассмотрения вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, оформляется решения о признании гражданина пожилого возраста (инвалида) нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании.
4.3. Неотъемлемой частью решения о признании гражданина возраста (инвалида) нуждающимся в социальном обслуживании является индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
4.4. С момента получения решения Комиссии, Центр:
а) организует силами специалистов отделения срочного социального обслуживания обследование социально- бытовых условий проживания гражданина, его материального и семейного положения, по результатам которого составляется акт социально- бытового обследования гражданина.
Акт подписывается специалистом по социальной работе и заведующей отделением срочного социального обслуживания;
б) запрашивает:
- органы местного самоуправления или жилищно - эксплутационные предприятия – о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
- пенсионный орган – о размере получаемой пенсии и о принадлежности к льготной категории граждан в соответствии с действующим законодательством;
- в лечебно – профилактическом учреждении:
- заключение о состоянии здоровья гражданина с указанием имеющихся у него хронических заболеваний и отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в Социально- бытовом отделении (подтверждается печатями специализированных медицинских учреждений);
- заключение о нуждаемости в социальном – бытовом обслуживании на дому;
- в случае, если заявитель – трудоспособный гражданин, Центр запрашивает сведения о его доходах за три месяца, предшествующие обращению;
в) если выдача справок органами местного самоуправления, жилищного – эксплутационными предприятиями, учреждениями здравоохранения осуществляется за плату, оплату данной услуги производится за счет средств гражданина.
4.5. На основании принятого решения заключается с гражданином или его законным представителем письменный договор, определяющий виды и объём предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты, права и обязанности сторон. Договор составляется в двух экземплярах.
4.6. При отсутствии мест в Социально- бытовом отделении граждане, нуждающиеся в обслуживании на дому, зачисляются на обслуживание в порядке существующей очередности.
4.7. При необходимости на период до зачисления гражданина на обслуживание в социально- бытовое отделение работниками отделения срочного социального обслуживания организуется социальный патронаж гражданина.
4.8. Прием на социальное обслуживание на дому только одного из супругов нормативными правовыми актами, регулирующими порядок организации социального обслуживания на дому не предусмотрен.
4.9. Одинокие трудоспособные граждане, частично утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в посторонней поддержке, в связи с продолжительной (более одного месяца) болезнью, зачисляются в Социально – бытовое отделение на временное обслуживание.
5. Порядок и условия оплаты услуг, предоставляемых гражданам в социально – бытовом отделении
5.1. Комплексные социальные услуги на дому предоставляются бесплатно (за счёт средств областного бюджета), за частичную плату (на условиях софинансирования клиента) или полную плату.
5.2. Бесплатно комплексная социально- бытовая услуга на дому оказывается:
а) одиноким и одиноко проживающим гражданам, имеющим на дату обращения за предоставление социальной услуги (изменения размера платы за предоставление социальной услуги) (далее - на дату обращения), среднедушевой доход в размере ниже или равном полуторной величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, либо не получающим доходов по религиозным убеждениям;
б) гражданам, проживающим в семьях, если на дату обращения среднедушевой доход семьи, ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области;
в) гражданам, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере ниже или равном полуторной величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области;
г) одиноким и одиноко проживающим гражданам трудоспособного возраста, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере ниже или равном полуторной величине прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения;
д) несовершеннолетним детям, проживающим совместно с принятыми на социальное обслуживание гражданами;
е) гражданам из числа лиц, указанных в пунктах "а"- "е" пункта 1.4.2, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
5.3. Комплексная социально- бытовая услуга на дому за частичную плату оказывается:
а) одиноким гражданам, имеющим среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 15 процентов от разницы между получаемым этими гражданами среднедушевым доходом и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 5 процентов от размера их среднедушевого дохода;
б) одиноко проживающим гражданам, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 20 процентов от разницы между их среднедушевым доходом и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 7 процентов от размера их среднедушевого дохода;
в) гражданам, проживающим в семьях, если на дату обращения среднедушевой доход семьи составляет свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 25 процентов от разницы между среднедушевым доходом семьи и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 10 процентов среднедушевого дохода семьи;
г) гражданам, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 25 процентов от разницы между их среднедушевым доходом и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода;
д) одиноким и одиноко проживающим граждане трудоспособного возраста, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 25 процентов от разницы между полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Нижегородской области, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода.
5.4. Комплексная социально- бытовая услуга на дому оказывается за полную плату:
а) одиноким гражданам, указанным в подпункте 1.4.3 пункта 5, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком комплексной социальной услуги "социально- бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане или их представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 5 процентов от их среднедушевого дохода;
б) одиноко проживающим гражданам, указанным в подпункте 1.4.3 пункта 5, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком комплексной социальной услуги "социально- бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане или их представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 7 процентов от их среднедушевого дохода;
в) гражданам, проживающим в семьях, указанным в подпункте 1.4.3. пункта 5, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком комплексной социальной услуги "социально- бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане или их законные представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более от 10 процентов среднедушевого дохода семьи.
г) гражданам, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица, указанным в подпункте 1.4.3. пункта 5, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком комплексной социальной услуги "социально- бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане или их законные представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода.
д) одиноким и одиноко проживающим гражданам трудоспособного возраста, указанным в подпункте 1.4.3. пункта 5, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учёта льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного государственным учреждением, являющимся поставщиком комплексной социальной услуги "социально- бытовое обслуживание на дому".
Указанные граждане производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода.
5.5. В случае приостановления социального обслуживания в форме социального обслуживания на дому, на срок не более одного календарного месяца, социальное обслуживание гражданина возобновляется на прежних условиях оплаты услуг, кроме случая, когда производился плановый перерасчет платы за услуги.
5.6. Условия оказания социальных услуг (бесплатно, за частичную или полную плату) и плата за комплексные социальные услуги на дому пересматриваются Центром два раза в год в сроки, устанавливаемые министерством социальной политики Нижегородской области.
6. Организация работы социально- бытового отделения
6.1.Социально- бытовое отделение возглавляет заведующий отделением, имеет профильное образование, назначаемый директором Центра.
6.2.Должность заведующего отделением вводится приказом директора Центра при условии укомплектования отделения не менее 80 процентов.
6.3.Обслуживание на дому граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.
6.4.Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником:
а) 4 граждан, проживающих в неблагоустроенном жилищном фонде;
б) 8 граждан, проживающих в благополучном жилищном фонде.
6.5. Периодичность посещения социальными работниками граждан, обслуживаемых на дому, определяется в зависимости от степени и характера нуждаемости граждан в уходе (3 раза в неделю).
6.6. Территория обслуживания для социальных работников и график их работы устанавливается заведующим отделением с учетом компактности проживания обслуживаемых лиц, характера транспортных связей, наличия в районе предприятий торговли и служб бытового обслуживания и утверждаются директором Центра.
6.7. Директор Центра своим приказом в пределах средств, выделяемых на содержание социально- бытового отделения, может увеличить норму обслуживания отдельным социальным работникам без увеличения заработной платы в случае обслуживания социальным работником совместно проживающих граждан, в т.ч. супружеских пар, либо снизить норму обслуживания отдельным социальным работникам без уменьшения заработной платы в случае обслуживания социальным работником граждан, объективно нуждающихся в дополнительных посещениях.
6.8. На каждого гражданина, принятого на обслуживание в социально- бытовое отделение, формируются личное дело, включающее документы, представленные гражданином при зачислении на обслуживание в социально- бытовое отделение, акт социально- бытового обследования, договор. Личные дела обслуживаемых граждан хранятся у заведующей Социально- бытовым отделением. Личные дела снятых с обслуживания граждан хранятся в Центре три года.
6.9. Первичное посещение принятого на обслуживание гражданина осуществляется заведующей социально- бытового отделения совместно с социальным работником по предъявлению служебных удостоверений.
6.10. Заведующая социально- бытового отделения информирует гражданина о видах и формах социального обслуживания, знакомит с показаниями на получение социальных услуг, предоставляемых Центром, условиями оплаты и правилами их предоставления, а также с «Правилами поведения граждан при социальном обслуживании их на дому» и передает гражданину следующие документы:
- Договор об обслуживании (один экземпляр);
- «Правила поведения граждан при социальном обслуживании на дому»;
- Выписку из Перечня в части услуг, предоставляемых Социально- бытовым отделением;
- Информационный лист с указанием адреса расположения Центра, служебных телефонов директора Центра, его заместителей по социальному обслуживанию и заведующей Социально- бытового отделения;
- Индивидуальную программу
Граждане письменно подтверждают получение указанных документов.
6.11. Дальнейшее посещение обслуживаемых граждан заведующей Социально- бытовым отделением осуществляется один раз в квартал согласно утвержденного директором Центра графика посещений.
6.12. При осуществлении социального обслуживания на дому социальные работники ведут дневники учета посещений (далее - Дневник).
а) Дневник должен содержать отчет социального работника о предоставленных социальных услугах, а также отчет о денежных расчетах, производимых с обслуживаемым гражданином.
б) Дневник хранится у обслуживаемого гражданина и заполняется социальным работником при каждом посещении.
в) Обслуживаемый гражданин имеет право вносить в Дневник письменные замечания по организации социального обслуживания.
г) Дневник проверяется заведующей Социально- бытовым отделением при личном посещении обслуживаемого гражданина.
д) По окончании Дневника, Дневник изымается и хранится у заведующей Социально- бытовым отделением в течение одного года.
7. Взаимодействие
Отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии:
7.1. Со структурными подразделениями Центра.
7.2. С Государственным казенным учреждением Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Варнавинского района»
7.3. С министерством социальной политики Нижегородской области.
7.4. С государственными и муниципальными органами (с органами внутренних дел, образования, здравоохранения, миграционной службой и другими ведомствами), благотворительными, религиозными объединениями и фондами, а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания по вопросам социальной защиты населения в пределах имеющихся полномочий.
8. Права отделения
Отделение имеет право:
8.1. Планировать свою деятельность и определять перспективы развития.
8.2. Запрашивать от клиентов информацию и документы, необходимые для организации работы по решению их социальных проблем, в соответствии с действующим законодательством.
8.3. Запрашивать и получать информацию от учреждений, организаций и ведомств в пределах своих полномочий.
8.4. Участвовать в подготовке и разработке проектов, документов, касающихся деятельности учреждения, вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию нормативно- правовых документов и улучшению качества предоставляемых услуг.
8.5. Повышать профессиональную квалификацию сотрудников отделения.
8.6. Отделение имеет право на надлежащие организационно- технические и безопасные условия работы, необходимые для реализации своих полномочий.
8.7. Для осуществления своих функций и достижения поставленных задач отделение может применять все методы и способы, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации и в порядке, предусмотренном соответствующими нормативными актами.
9. Ответственность отделения
9.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на отделение задач и функций несет заведующий отделением.
9.2. Степень ответственности других сотрудников отделения устанавливается в соответствии с должностными инструкциями, заключенными трудовыми договорами, внутренними нормативными документами учреждения и действующим законодательством.
9.3. Отделение несет ответственность за:
- своевременность выполнения приказов, поручений директора Центра, Управления социальной защиты населения Варнавинского района, министерства социальной политики Нижегородской области в пределах компетенции отделения;
- своевременное и качественное выполнение задач и функций, возложенных на отделение в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- разглашение сведений личного характера, ставших известными при оказании социальных услуг населению.
9.4. Сотрудники отделения обязаны действовать исключительно в целях выполнения определенных настоящим положением задач и функций, соблюдать нормы профессиональной этики. При оказании услуг сотрудники отделения должны проявлять к клиентам внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психологическое состояние.
9.5. Сотрудники отделения обязаны неукоснительно выполнять должностные обязанности и правила внутреннего трудового распорядка Центра.